Традиции вегетарианства древней Индии

Являясь руководством к тому как стать, быть и оставаться вегетарианцем,, а так же практическое руководство по кулинарии, которое на­учит вас готовить настоящие индийские блюда у себя дома и познако­мит с традицией, лежащей в основе знаменитой индийской вегетари­анской кухни древней Индии. Здесь говорится о способах приготовления ведических, или классических индийских, вегетарианских блюд и о ведическом ис­кусстве питания, овладев которым, можно насытить не только тело, но также ум и душу.

Первые четыре главы — это рассказ о ведической философии и некоторых аспектах вегетарианства со ссылками на научные труды древних и современных авторов, священные писания и работы по этике.

Следующие три главы касаются непосредственно процесса приготовления пищи. В них говорится о кухонной утвари, о сочетаемости блюд и принципах приготовления, сервировки и приема индийской пищи.

Затем приводятся 130 кулинарных рецептов, проверенных в домаш­них условиях. Это всего лишь малая часть ведических блюд, однако благодаря подбору разнообразных и простых рецептов, книга в целом дает представление о многообразии ведической кухни. Рецепты для этой книги были предоставлены лучшими поварами движения Харе Кришна, многие из которых учились этому искусству у самого Шрилы Прабхупады.

Чтобы по достоинству оценить ведическую кухню, необходимо видеть в ней часть ведической культуры. Слово «ведический» проис­ходит от санскритского слова веда, что значит «абсолютное знание» Написанные на санскрите древние священные писания Индии называют Ведами, так как они содержат знание об Абсолюте. Многие люди и по сей день следуют принципам, изложенным в этих писаниях и со­ставляющим основу ведической культуры древней Индии.

Согласно Ведам, предназначение человека — осознать свою истин­ную природу, то есть понять, что он является вечным слугой Бога. Первый шаг на пути к этому — понимание того, что мы суть не временные материальные тела, а вечные духовные души, находящиеся в этих телах. Ошибочно отождествляя себя с материальным телом, мы испытываем страдания, хотя по своей природе мы вечны, полны знания и блаженства. Благодаря методу бхакти-йоги, или сознания Кришны, мы можем возродить наше изначальное, вечно блаженное сознание, и пробудить в себе дремлющую любовь к Богу.

Имя «Кришна» — это особенное имя. Хотя Бог один, люди назы­вают Его разными именами, и каждое из них дает представление о том или ином аспекте Его личности. Однако в Ведах приводится имя Бога, которое отражает все Его бесчисленные качества. Этим всеобъ­емлющим именем является имя «Кришна» — «бесконечно привлекательный».

Веды — сокровищница знаний о Кришне и наших вечных взаимоотношениях с Ним. Чтобы помочь человеку пробудить в себе любовь к Богу, Веды, в отличие от других священных текстов мира, подробно описывают личностные качества Бога и учат тому, как выразить эту любовь в своей повседневной деятельности. Таков бесценный дар Ин­дии всему миру — культурная традиция, позволяющая соединить лю­бой род деятельности человека с духовным самосовершенствованием, которое часто считается привилегией йогов-отшельников. В ведичес­кой культуре сознанием Кришны пронизаны все сферы жизни, начи­ная с искусства, музыки, архитектуры и литературы и кончая кулина­рией и системой питания.

Принципиальное отличие ведической кухни от любой другой за­ключается в сознании повара. Повар, следующий ведической традиции, готовит пищу в состоянии духовной сосредоточенности, думая о том, что эти блюда будут предложены Богу. Как правило, люди про­сят Господа дать им «хлеб насущный», но преданный Кришны сам предлагает «насущный хлеб» Богу. Тем самым он выражает свою любовь к Нему, на которую Господь всегда отвечает взаимностью. В «Бхагавад-гите», одном из ведических писаний, Господь Кришна гово­рит, что, если кто-то с любовью и преданностью предложит Ему ве­гетарианскую пищу, будь то всего-навсего листок, плод или вода, Он примет ее. По Своей непостижимой милости Господь пробует пищу, предложенную Ему, и тем самым одухотворяет ее. Так обычная еда становится прасадом Кришны, милостью Господа Кришны, а обык­новенный прием пищи превращается в трансцендентный акт покло­нения Господу и любовного общения с Ним.

По своим качествам прасад коренным образом отличается от пи­щи, приготовленной на продажу или для удовлетворения собственно­го языка. Обычно, готовя пищу, люди думают о чем угодно, только не о том, чтобы доставить удовольствие Господу, и их материалистические мысли оказывают неуловимое влияние на того, кто ест при­готовленную таким образом пищу. Но когда мы едим прасад — пи­щу, с любовью и преданностью приготовленную для Господа и затем предложенную Ему, наши сердца очищаются. Мукунда Госвами, один из духовных учителей движения сознания Кришны, однажды сказал: «Если вы едите обыкновенную пищу, вы только развиваете в себе страстное желание наслаждаться этим материальным миром, но если вы едите прасад, то с каждым съеденным куском в вас усиливается любовь к Богу».

Разумеется, мы не ожидаем того, что все наши читатели начнут го­товить только индийские блюда. Многие из вас, возможно, считают, что под ведической кухней подразумеваются исключительно индий­ские национальные блюда, но на самом деле главное, что отлича­ет ведическую кухню от всех остальных, — это акт предложения пи­щи Кришне, который стоит выше мирских разграничений. Совсем не обязательно следовать индийским рецептам, однако важно, чтобы еда готовилась в соответствии с ведическими принципами. Так, например, в Италии, где большинство преданных и друзей нашего общества при­вязаны к своей национальной кухне, почти с каждым индийским блю­дом подают спагетти. Важен не способ приготовления пищи, а пре­данность Кришне, с которой она готовится.

Под термином «индийская кухня» в этой поваренной книге подразумевается кухня ведическая, а не какая-нибудь современная школа индийского кулинарного искусства, которая может предложить вам блюдо типа «карри из цыпленка». Люди ведической культуры прак­тически не употребляли в пищу мяса. Употребление в пищу мяса рас­пространилось в Индии лишь с приходом иноземных завоевателей: Моголов, пришедших из Персии в шестнадцатом веке, португальцев, правивших Гоа в течение четырех веков, и, наконец, британских ко­лонизаторов. Однако, несмотря на то, что в течение многих веков Индия находилась под властью людей, питающихся мясом, огромное число индийцев по-прежнему являются строгими вегетарианцами.

Индия испокон веков была страной вегетарианцев (тех, кто употребляет в пищу мясо называют «невегетарианцами»), поскольку, со­гласно ведическим представлениям, жизнь любого существа священна и ничем не оправданное убийство невинных созданий является гру­бым нарушением законов Бога. Все виды растений и животных в вы­боре пищи следуют только своему инстинкту, но человек с его разви­тым интеллектом, выбирая пищу, должен руководствоваться высши­ми духовными принципами. В одной из своих книг Шрила Прабхупада пишет: «Несмотря на существование этого закона [природы], глася­щего, что человек должен существовать за счет других живых су­ществ, есть также закон здравого смысла, согласно которому он дол­жен следовать заповедям священных писаний. Животные же на это не способны» (Бхаг., 1.13.47).

По ведическим представлениям, истинным вегетарианцем является тот, кто не ест ни мяса, ни рыбы, ни яиц. Если человек отказывает­ся от мяса, но употребляет в пищу яйца или рыбу, его нельзя считать вегетарианцем в полном смысле этого слова, поскольку он питается плотью, хотя она может быть скрыта, как в яйцах, под известковой скорлупой. Тот, кто стал вегетарианцем только ради того, чтобы избежать насилия, может не видеть причин для отказа от употребления в пищу неоплодотворенных яиц. Однако, с ведической точки зрения, любая плоть непригодна для человека, поэтому тот, кто хочет быть вегетарианцем, должен отказаться и от яиц, которые, независимо от того, оплодотворены они или нет, являются ничем иным, как стро­ительным материалом для тел будущих цыплят. Преданные Криш­ны — строгие вегетарианцы в ведическом смысле этого слова: они не употребляют в пищу ни мяса, ни рыбы, ни яиц.

Некоторые вегетарианцы, называемые веганами, воздерживаются не только от мяса, рыбы и яиц, но и от молочных продуктов, протес­туя таким образом против безжалостной эксплуатации, которой ко­ровы подвергаются на мясомолочных фермах. Преданные Кришны также осуждают подобное насилие над невинными животными, од­нако вместо того, чтобы отказываться от молока, которое, согласно Ведам, является одним из важнейших продуктов питания, они проявляют свое сострадание к коровам иным образом. Они рассказывают людям о ведическом принципе защиты коров и пьют молоко в основном с ферм Общества сознания Кришны, где коровы окружены лю­бовью и заботой.

Многие, став вегетарианцами, позднее возвращаются к своим ста­рым привычкам, поскольку не получают удовольствия от вегетариан­ской пищи и не очень убеждены в необходимости вегетарианства. Но если бы люди знали об альтернативной системе ведического питания с ее изысканными блюдами, которая к тому же совершенна с научной точки зрения, то многие из них отказались бы от мяса навсегда. Мы надеемся, что эта книга, которая знакомит с одним из чудес Древней Индии, поможет вам понять: нет пищи лучшей, чем вегетарианские блюда, предложенные Кришне, ибо они не только полезны для здоровья и очень вкусны, но также способствуют духовному развитию человека. Готовить их совсем не сложно, а результат превосходит все ожидания. И если хоть однажды вы испытаете наслаждение, кото­рое приносит пища, приготовленная с мыслью доставить удовольст­вие Господу Кришне, то поймете, что мы имеем в виду, говоря о выс­шем вкусе.

Итак, с ведической точки зрения, вегетарианство — это не только система питания, это неотъемлемая часть образа жизни и философии тех, кто стремится к духовному совершенству. Но какую бы цель мы ни преследовали: достичь духовного совершенства или просто развить в себе привычку к чистой и здоровой пище, — если мы начнем следо­вать наставлениям Вед, то будем счастливее сами и перестанем причи­нять ненужные страдания другим живым существам в окружающем нас мире.

Posted in Вегетарианство, традиции и современность.