Историческая справка об использовании молока и молочных продуктов в питании человека

На земле насчитывается около 6000 видов животных класса млекопитающих и самки всех этих видов способны выделять молоко.

Интересно, что питательные свойства разных видов молока неодинакова. Так, 1 кг молока самки оленя содержит 272 килокалории, коровы — около 700, а крольчихи — аж 1700 килокалорий. Наши древние предки, конечно, не знали всех этих цифр, но достоинства молока ставили очень высоко. Испокон веку крестьянин стремился обеспечить свою семью сначала хлебом и молоком, а уж потом «чем бог пошлет». Отсюда и извечная мечта русского народа о «молочных реках и кисельных берегах» — символе сытости и благополучия.  Редкий народ не сложил о молоке свою историю. Так, древние римляне считали, что Юпитер был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи и потому в качестве жертвы подносили грозному богу именно молоко. «Потчевали» им не только Юпитера, но и других богов и богинь, покровительствовавших плодородию, деторождению, пастухам, их стадам и т. д.

Многие народы, согласно своим традициям предпочитали молоко определенных животных, и отвергали молоко других животных.

Молоко чистое и нечистое

Так, например, священные писания евреев, подразделяют молоко на чистое и нечистое.

Приведем цитату: «»И нисшел Я избавить его от руки Египтян и вывести его из земли той в землю хорошую и обширную, в землю, текущую молоком и медом…» (Шмот 3:8)

Комментарий:

Из этого обещания мы учим, что Всевышний разрешил нам употребление в пищу молока, и нет в этом запрета на «часть от живого». Молоко от домашнего или дикого животного, являющегося нечистым (запрещённым для употребления в пищу), например, верблюжье, лошадиное, ослиное или свиное, запрещено. Есть существенная разница между молоком, полученным от чистых и нечистых животных. Молоко нечистых животных не сквашивается, и из него невозможно изготовить сыр или сбить масло».

Корова – священное животное

Традиционно многие народы, например индусы,  считали корову священным животным, и оказывали ей все виды почтения.

Также и русский народ всегда относился к корове как матушке-кормилице.

Свое особое отношение к корове — кормилице наши предки выражали в ласкательных прозвищах: буренушка, телочка, телушка. Еще в сравнительно недалеком прошлом недельки две после отела теленку давали возможность пососать вымя, а потом отнимали от коровы. Отсаженного от матери сосуна называли отъемышем. После этого «правили новотел», процедура которого была такова: варили первую после отела кашу на молоке, а корову угощали сенцом и хлебом с солью, которые подносили ей на блюде. В народе говорили: «Корова на дворе — обед на столе». Потерять корову для крестьянской многодетной семьи было равносильно катастрофе, поэтому ее всячески берегли, холили. Крестьяне верили в разные суеверия, приметы, связанные с коровой. При дойке ее никто из посторонних не присутствовал, считалось, что лишний глаз портит корову. Во многих губерниях России 18 апреля, на св. Василия, устраивался коровий праздник. В этот день корову особенно тщательно обихаживали, чистили ее и коровник, давали ей лучший, чем в другие дин, корм. Каждый член крестьянской семьи старался как — то выразить свою любовь к буренушке. Детишки угощали ее кусочками хлеба с солью. А вот 5 февраля, в Агафью, корову охраняли, следили, чтобы она была хорошо заперта в коровнике, никому в этот день ее не показывали, боясь «сглазу». Дело в том, что в этот день «коровья смерть ходит». Кружка молока или простокваши в русских крестьянских семьях всегда была кстати и в завтрак, и в обед, и в ужин. Кроме того, из молока делали масло, сливки и самые разнообразные кисломолочные продукты.

Свидетельства археологов

Современные ученые утверждают, что наши далекие предки стали приручать диких животных  и использовать молоко коров, овец и коз еще в глубокой древности.

Об этом свидетельствуют открытия археологов.

Так в окрестностях Вавилона обнаружено здание, построенное более 6000 лет назад, одна из стен которого украшена изображениями людей, доящих коров в кувшины.

В Европе уже тысячи лет назад использовали молоко. А на Украине, в местах древних поселений, найдены глиняные кувшины для молока.

В Италии в 3 веке до нашей эры, чтобы получить молоко с высокими целебными свойствами, коров рекомендовали кормить смесью таких трав: тысячелистника, пырея, куманихи, ракитника и других. Людей, улучшавших пастбища для молочных животных, награждали специальными медалями.

Целебные тайны молока

Человек давно познал целительную силу молока. Гиппократ, например, назначал молоко больным туберкулезом, и считал также, что оно чрезвычайно полезно при нервных расстройствах. Плиний Старший выделял коровье молоко. На лечебные свойства молока указывал знаменитый таджикский ученый древности Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Он считал, что нет лучшей пищи для детей и людей пожилого возраста, чем молоко и молочные продукты. По мнению Авиценны, самым целебным является молоко тех животных, которые вынашивают плод примерно столько же, сколько и человек. В связи с этим он полагал, что для человека наиболее подходит коровье молоко.

Врачи древней Грузии и Армении использовали молочную сыворотку для лечения лихорадки, запоров.

Наши предки употребляли молоко не только в натуральном виде, но и умели его перерабатывать. Простокваша, кефир,  кумыс, йогурт, сливочное масло, сыры, творог и многое другое, всегда были желанным блюдом на столе как простых, так и богатых людей. Весьма интересна история появления кефира в России. В середине 19 века в Москву стали просачиваться слухи о молочном напитке, исцеляющем многие болезни, очень вкусном.

Его пили на Кавказе М.Ю. Лермонтов, многие соотечественники, но как его приготовить, никто не знал. Горцы не хотели раскрывать секрет приготовления кефира («дар Аллаха»), боясь разгневать Господа.

С большим трудом кефирные грибки были получены работницей одного из молокозаводов  Ириной Сахаровой. В 1908 году она получила первые бутылки кефира, которые поступили в Боткинскую больницу как лекарство. Чуть позже кефир появился в продаже.

В русских лечебниках 17 века значилось, что молоко является незаменимым продуктом в питании детей, при лечении болезней сердца, печени, ожирения, цинги и других болезней, а кумыс и кефир – при лечении туберкулеза и лихорадки.

Молоко и молочные продукты полезны для лечения истощенных больных, нуждающихся в усиленном питании, для повышения иммунитета у всех людей, особенно у  часто болеющих и ослабленных. Выдающийся русский ученый С. П. Боткин называл молоко «драгоценным средством» для лечения болезней сердца и почек. Целебные свойства молока высоко ценил и автор «русского способа» лечения кумысом больных туберкулезом Г. А. Захарьин. «Всеми и всегда, писал И. П. Павлов, — молоко считается самой легкой пищей и дается при слабых и больных желудках и при массе тяжелых общих заболеваний».

Научное обоснование применения свежего молока с лечебной целью принадлежит русским врачам 19 века Иноземцеву, Кареллю, Захарьину и великому русскому физиологу Павлову. Он доказал, что для переваривания молока организму требуется небольшое количество слабого желудочного сока. И что даже при отсутствии аппетита, молоко вызывает отделение желудочного сока, что очень важно для больных с плохим пищеварением.

Кроме того, молоко содержит абсолютно все питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности человека.

Молоко способно нормализовать обмен веществ, оно полезно людям, работающим с радиоактивными и токсическими веществами, которые поражают печень, нарушают белковый и минеральный обмен и раздражают слизистые верхних дыхательных путей.

В конце XIX века петербургский врач Карелль применил молоко для лечения заболеваний желудка, кишечника, печени и других болезней. Причем он  использовал молоко, постепенно увеличивая дозу от 3 до 12 стаканов в сутки и не давая больному другой пищи в течение нескольких дней. Такой метод лечения полностью оправдал себя и был одобрен Боткиным.

Чехов писал, что для лечения больных с  избыточным весом, он применял диету, при которой больной в течение двух недель не ест ничего, а чувство голода утоляет полстаканом молока.  Чрезмерное употребление молока ухудшает аппетит. Это не повредит тем, кто собирается похудеть. Диета предусматривала возможность употреблять в течение дня за 10-15 приемов 1,5 литра свежего молока, что составляет примерно 12г  белков, 48г жиров и 70г углеводов. Энергетическая ценность такой диеты 870ккал.

Однако прежде чем применять такое древнее средство от излишней полноты, необходимо посоветоваться с врачом. Дело в том, что к сожалению, примерно 1/6 жителей земного шара не усваивает обычное молоко. Оно вызывает у них активное брожение в кишечнике. Организм этих людей не вырабатывает фермент лактозу, переваривающий молочный сахар, и под влиянием подобных дрожжам микробов этот сахар превращается в спирт и углекислый газ. Но все эти люди прекрасно усваивают кисломолочные продукты, в которых молочные бактерии без брожения ликвидируют молочный сахар. Под влиянием таких бактерий ослабевает гниение недостаточно переваренной пищи в толстых кишках, а вырабатываемые ими ферменты улучшают переваривание и усвоение пищи. Кисломолочные продукты отличаются высокой усвояемостью. Простокваша, например, усваивается в 2–3 раза быстрее молока. Все это делает кефир, ацидофилин, ряженку, бифидок, простоквашу еще более полезными продуктами для пожилых людей, чем цельное молоко. Недаром все долгожители на Кавказе и Украине регулярно употребляют мацони, брынзу, сулугуни, варенец и т. д. Вот и нам с вами необходимо одаривать свой организм ежедневным стаканом кисломолочного продукта.

Издавна молоко применялось как народное косметическое средство. Например, в Древнем Риме молоко считалось самым подходящим средством против морщин. Авиценна утверждал, что молоко сводит безобразные пятна на коже, а если его пить постоянно, особенно с сахаром, оно очень улучшает цвет лица. Современные косметологи дают много рецептов различных косметических масок на основе молока и молочных продуктов.

И все же во все времена молоко ценилось главным образом за свои удивительные питательные свойства.

Posted in Лакто-вегетарианство.