Искусство питания и здоровье

Индия — родина не только вегетарианской кухни, но и науки о здоровом образе жизни — Аюрведы. «Аюрведа» считается самым древним из всех известных трактатов по биологии, гигиене, медицине и питанию; это учение открыл человечеству несколько тысяч лет назад Шри Бхагаван Дханвантари, одно из воплощений Кришны. «Древнее» не значит «примитивное» некоторые предписания «Аюрведы» напомнят читателю положения современной диетологии или просто общепринятые правила, основанные на здравом смысле. Другие пред­писания, может быть, покажутся вам не такими очевидными, но, вы­полняя их, вы на собственном опыте убедитесь в их разумности.

Нас не должно смущать, что в священном писании обсуждаются вопросы телесного здоровья. Согласно Ведам, человеческое тело явля­ется даром Бога, ибо, воплощаясь в нем, душа, заточенная в темнице материального мира, получает возможность вырваться из круговоро­та рождения и смерти. О важности здорового образа жизни для тех, кто занят духовной практикой, говорит Сам Кришна в «Бхагавад-гите» (6.16-17): «Тот, кто ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, не может стать йогом, о Арджуна. Но человек, умеренный в еде, сне, работе и отдыхе, занимаясь йогой, может облегчить свои материальные страдания».

Правильное питание важно по двум причинам. Помимо того, что оно является одним из необходимых условий физического здоровья (переедание, принятие пищи в возбужденном состоянии и употребле­ние нечистой пищи вызывают, как известно, несварение желудка — «мать всех болезней»), правильное питание помогает человеку, за­нятому духовной практикой, овладеть своими чувствами. «Язык —самый неукротимый из всех органов чувств, — говорится в „Прасада-севае», песне, написанной Бхактивинодой Тхакуром, одним из ду­ховных предшественников Шрилы Прабхупады, — но Кришна милос­тиво даровал нам чудесный прасад, чтобы мы могли обуздать свой язык».

Мы предлагаем вам несколько полезных советов, касающихся правильного питания, которые взяты из «Аюрведы» и других писаний.

Одухотворите процесс приема пищи

«Бхагавад-гита» (17.8-10) делит пищу на три вида: пищу в гуне благости, в гуне страсти и в гуне невежества. Самой здоровой считает­ся пища в гуне благости. «Пища в гуне благости [молочные продук­ты, злаки, фрукты и овощи] увеличивает продолжительность жизни и очищает человека, она дает силу, здоровье, приносит счастье и удо­влетворение. Эта пища сладкая, сочная, маслянистая и вкусная».

Слишком горькая, кислая, соленая, острая, сухая и горячая пища относится к гуне страсти и является причиной страданий. А «нечистая, гнилая и дурно пахнущая пища», такая, как мясо, рыба, птица и т.п. относится к гуне невежества. Тот, кто питается такой пищей, часто и мучительно болеет и накапливает плохую карму. Иными сло­вами, пища, которую мы едим, оказывает непосредственное влияние на нашу жизнь. Современные люди могли бы избежать многих не­нужных страданий, если бы руководствовались в выборе пищи ины­ми критериями, помимо ее цены и желания получить удовольствие.
Пища, однако, нужна не только для того, чтобы поддерживать жизнь и давать энергию, ее второе предназначение — способствовать очищению ума и сознания. Поэтому тот, кто заботится о своем духовном развитии, прежде чем принять пищу, должен предложить ее Господу. Вкушение предложенной Богу пищи способствует духовно­му прогрессу человека. Многие индийцы и жители других стран не прикоснутся к пище, если она не была предложена Господу Кришне.

Ешьте всегда в одно и то же время

Старайтесь, чтобы основной прием пищи приходился на полуден­ные часы, когда солнце стоит в зените, потому что именно в это вре­мя переваривание пищи происходит наиболее активно. После легко­го завтрака до следующего приема пищи должно пройти по меньшей мере три часа, а после плотного обеда — пять. Если вы будете есть строго в установленное время, не перекусывая в промежутках меж­ду приемами пищи, это поможет вам обуздать ум и язык и облегчить процесс пищеварения.

Принимайте пищу в спокойной и приятной обстановке

Хорошее расположение духа помогает пищеварению, но еще в большей степени ему способствует духовный настрой. Поэтому принимайте пищу в спокойной и приятной обстановке, за беседой на духовные темы. В соответствии с «Кшема-кутухалой» — ведической поваренной книгой, написанной во втором веке нашей эры, — приятная атмосфера и хорошее настроение так же важны для нормального пищеварения, как и качества самой пищи.

Относитесь к пище как к милости Кришны. Пища — божествен­ный дар, поэтому ее следует готовить, подавать и вкушать с радостью и благоговением.

Учитывайте сочетаемость продуктов

Совмещать в один прием пищи можно только те продукты, кото­рые подходят друг к другу по вкусу, легко перевариваются вместе и хорошо усваиваются. Рис и другие злаки хорошо сочетаются с овоща­ми. Молочные продукты, такие, как творог, йогурт, пахта, сочетают­ся со злаками и овощами, но свежее молоко и овощи несовместимы, так же как и молоко с бобовыми.

Типичный ведический обед из риса, дала, овощей и чапати содер­жит все необходимые питательные элементы и легко усваивается.

Старайтесь не употреблять овощи вместе со свежими фруктами (фрукты лучше всего есть отдельно). Не смешивайте кислые фрукты со сладкими, а молоко — с кисломолочными продуктами или кислыми фруктами.

Традиция древней Индии — делиться освященной пищей (прасадом)

В «Упадешамрите», классическом произведении, написанном Шри-лой Рупой Госвами около пятисот лет назад и рассказывающем о принципах преданного служения, говорится: «Одна из форм проявле­ния любви к преданным — угощать их прасадом и принимать прасад от них». Дар Господа бесценен, и его нельзя утаивать от других. Свя­щенные писания рекомендуют делиться прасадом с окружающими — как с друзьями, так и с незнакомыми людьми. В Древней Индии домо­хозяин, когда приходило время обеда, выходил на порог дома и кри­чал: «Прасад! Прасад! Прасад! Пусть все, кто голоден, заходят в мой дом, и я накормлю их!» Многие индийцы до сих пор следуют это­му обычаю. Оказав гостям радушный прием, они кормят их досыта, и только после этого сами садятся за еду. Но, даже если вы не може­те следовать этому обычаю, старайтесь угощать других прасадом при любой возможности, и тогда вы сами будете получать от него боль­шее удовольствие.

Соблюдайте чистоту

В ведической культуре большое внимание уделяется чистоте, как внешней, так и внутренней. Внутренняя чистота — это чистота ума и сердца. Чтобы смыть с ума и сердца налет материальной скверны, необходимо повторять ведические мантры, в первую очередь мантру Харе Кришна. Внешняя чистота подразумевает, в частности, соблюдение всех правил гигиены при приготовлении и приеме пищи. Безусловно, это включает в себя и такую хорошую привычку, как мытье рук перед едой. После еды следует также вымыть руки, прополоскать рот, умыть лицо и промыть глаза.                                                            

Ешьте умеренно

Наша энергия и сила зависят не от того, сколько мы едим, а от того, насколько хорошо усваивается съеденная нами пища. Для нормального переваривания пищи нужно, чтобы в желудке оставалось свободное пространство. Поэтому, вместо того чтобы набивать его до отказа, старайтесь ограничивать себя половиной той порции, ко­торую вы, по вашему мнению, можете съесть, отведя четверть объ­ема желудка для жидкости и четверть — для воздуха. Это поможет желудку быстро переваривать пищу, и еда доставит вам больше удо­вольствия. Кроме того, умеренное питание принесет удовлетворение уму и энергию телу. Из-за переедания же ум приходит в возбужден­ное состояние или становится вялым, а тело наливается тяжестью и усталостью.

Не заливайте огонь пищеварения водой

Видимое пламя и невидимое органическое горение — два проявле­ния того, что мы называем огнем. Процесс пищеварения, безусловно, основан на горении. Мы часто говорим о том, как «сжечь» лиш­ние килограммы или калории, и само слово «калория» указывает на тепло, которое выделяется при сгорании пищи. В Ведах говорится, что пища переваривается в желудке с помощью огня, называемого джатхарагни («огонь в желудке»). И поскольку мы обычно пьем за едой, важно учитывать, какое влияние оказывает жидкость на огонь пищеварения. Если мы пьем перед едой, это умеряет аппетит, и, та­ким образом, уменьшает вероятность переедания. Умеренное коли­чество жидкости, выпитое во время еды, способствует пищеварению, однако, если мы пьем после еды, желудочный сок разжижается и огонь пищеварения становится слабее. Подождите по крайней мере час после еды, прежде чем пить, а после этого можете пить каждый час вплоть до следующего приема пищи.

Бережливо расходуйте пищу

В священных писаниях говорится, что в дни нужды нам не хватит ровно столько пищи, сколько мы выбросили в дни изобилия. Поэто­му кладите на тарелку ровно столько, сколько сможете съесть, а если вы все же не доели, то сохраните остатки до следующего приема пи­щи. (Разогревать пищу следует в закрытой сковороде на медленном огне. В пищу необходимо добавить немного воды и часто помешивать ее). Если все же по той или иной причине вы вынуждены выбросить прасад, то либо отдайте его животным, либо заройте в землю, ли­бо бросьте в воду. Прасад — священная пища, и его нельзя выбрасы­вать в помойное ведро или мусоропровод. Готовя или принимая пи­щу, будьте экономны и старайтесь не переводить продукты.

Поститесь время от времени

Может показаться немного странным, что поваренная книга дает совет поститься, однако, согласно «Аюрведе», пост укрепляет силу воли и здоровье. К тому же периодическое голодание дает отдых пищеварительной системе, благодаря ему чувства становятся более вос­приимчивыми, а ум и сознание проясняются.

В большинстве случаев «Аюрведа» рекомендует на время поста ограничиться одной водой. На Западе люди, как правило, во время голодания пьют различные соки, потому что западная медицина рекомендует длительное голодание. Однако, согласно «Аюрведе», пол­ный пост не должен длиться больше одного-трех дней. При этом важ­но не пить воды больше, чем необходимо для утоления жажды.

Джатхарагни, огонь пищеварения, которому не нужно во время голодания переваривать пищу, сжигает скопившиеся в организме шла­ки, а избыток воды препятствует этому.

Преданные Кришны соблюдают также другой вид поста — они постятся в день экадаши, который приходится на одиннадцатый день после полнолуния и новолуния. В эти дни преданные не употребляют в пищу зерновые и бобовые, а те, кто могут, соблюдают полный пост. В «Брахма-вайварта-пуране» говорится: «Тот, кто соблюдает пост в экадаши, освобождается от всех своих грехов и благодаря этому про­двигается по пути добродетели».

Posted in Вегетарианство, традиции и современность.