Гуна страсти сковывает кандалами чрезмерной деятельности

Однако, если вкус к материальному счастью сильнее, то неизбежно появляется желание больше зарабатывать средств и больше трудиться. Эти закономерности, связанные с ощущением счастья, преследуют человека в страсти везде и всегда.

ЧИТАТЕЛЬ: Всегда ли у человека в гуне страсти появляется склонность к увеличению какой-то деятельности, направленной на приобретения, или гуна страсти может проявлять себя как-то иначе?

АВТОР: Всегда, когда появляется идея получше обустроиться в этом мире и «пожить хоть немного для себя», немедленно это приводит к возникновению гуны страсти. Это, в свою очередь, однозначно вызывает снижение времени, направленного на самоосознание, и увеличение времени материальной деятельности. Это подтверждается в «Бхагавад-гите», 14.7:

«Гуна страсти возникает из неумеренного вожделения и алчности. Поэтому она, о сын Кунти, заковывает обусловленную душу в кандалы материальной кармической деятельности».

Даже если мы захотим поменьше времени тратить на работу и побольше на самоосознание, то это ещё ничего не меняет. Всё равно, пока мы не поменяем свое понимание счастья и пока не пройдёт определённое время, нужное для закрепления новой концепции в нашей судьбе, мы не сможем избавиться от чрезмерной занятости. Больше того, вместе с пониманием счастья в гуне страсти к нам придут спутники гуны страсти:

1) Появится сильное желание и энтузиазм зарабатывать деньги, нужные для желаемых покупок.

2) Чувства гораздо сильнее начинают привязываться к тому, что мы имеем. Это приводит к сильным страданиям, которые возникают при потере.

3) Жизнь становится очень суетливой и всегда не хватает времени даже задуматься о том, правильно ли я поступаю.

4) Сильно возрастает сексуальное желание, а вместе с ним ревность к супруге (гу), а также тайное желание иметь близость с кем-то другим.

5) Сильно увеличивается жадность, которая приводит к постоянному выяснению отношений и делёжке, кому сколько благ нужно дать, что, в свою очередь, вызывает склочность.

Все эти пять пунктов перечисляются в одном стихе «Бхагавад-гиты», 14.12, посвященном этой теме:

«Когда возрастает влияние гуны страсти, о предводитель Бхаратов, человек обнаруживает признаки сильной привязанности, стремление к деятельности ради её плодов, чрезмерную активность, а также неуёмное вожделение и жадность».

Самое интересное, что как только желание счастья в страсти появляется у нас в голове, гуна страсти вместе со всеми своими пятью спутниками немедленно вторгается в нашу психику и заставляет нас действовать под их руководством. Например, если я, ушёл из дома в благости, но затем моё понимание счастья сильно поменялось на страстное, то домой я приду уже неся в своём сердце всех этих пятерых спутников.

ЧИТАТЕЛЬ: Как долго наша страстная концепция счастья и гуна страсти будут нас принуждать к чрезмерной деятельности, ведь должен же всему этому быть какой-то предел?

АВТОР: Никакого предела нет. Это может продолжаться сотни и тысячи жизней, пока нам не надоест наслаждаться так называемым счастьем в гуне страсти. Пока идея корыстной жизни сидит в нашем сердце, нам придётся жить в кандалах гуны страсти и выполнять условия её игры, что приносит сначала мимолётное счастье, а затем перенапряжение и страдания. Однако достаточно просто захотеть быть счастливым в благости, немедленно гуна страсти ослабляет на нас свое влияние.

Гуна страсти при ее прогрессе неминуемо приводит к страданиям, разочарованию и Гуне невежества.

Все сказанное выше о неизбежности чрезмерной деятельности ещё не так ужасно. Самое ужасное — это разозлиться на весь мир и начать всё и всех ненавидеть. Те, кто видят своё счастье в невежестве, вообще деградируют в низшие формы жизни. Всё это подтверждается в «Бхагавад-гите», 14.15:

«Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят кармической деятельностью, а, оставляя тело в гуне невежества, попадает в царство животных».

ЧИТАТЕЛЬ: Выходит, что если я имею какие-то желания в страсти, то страдания неизбежны?

АВТОР: Такова природа гуны страсти, она заставляет нас страдать, а иначе как мы поймём, что жить для себя — это ложная идея. Посмотрите вокруг себя: конкуренция, политика, борьба за рынок сбыта, безработица, валютные кризисы, эксплуатация, взвинчивание цен, добавление примесей в продукты питания, извечные семейные проблемы, проблема родителей и детей, болезни, отсутствие теплоты в отношениях, непосильный труд, нищета — всё это возникает только от одной идеи: жить для себя и своей семьи. Эта идея в свою очередь немедленно рождает следующую — жить лучше, чем все остальные или, по крайней мере, не хуже. Нам кажется, что, стремясь ко всему этому, мы ничего плохого не делаем. Однако, любое корыстное желание всегда рождает чьи-то страдания. Без бескорыстного служения другим в этом мире счастья не бывает, поэтому страдания неизбежны. Это подтверждается в «Бхагавад-гите», 14.16:

«Результаты благочестивой деятельности чисты и находятся в гуне благости. Действия, совершённые в гуне страсти, приносят человеку страдания, а деятельность в гуне невежества крадёт у него разум».

Даже у людей в страсти разум уже начинает страдать. Разумность, согласно Ведам, больше всего проявляется в правильном понимании, что такое счастье. Другими словами, разумность несёт в себе неэгоистичность. Люди в страсти достаточно эгоистичны и поэтому считаются менее разумными, чем люди в благости. В погоне за деньгами, славой, репутацией и успехом они не видят своего истинного счастья, и их погоня никогда не закончится. Когда же наступают трудные времена то закономерно приходит уныние, отчаяние и разочарование. Так на смену Гуны страсти приходит гуна невежества.

Posted in Рекомендации по питанию.